На главную | ИР-2005 | ИР-2006 | ИР-2007 | Публикации о фестивале


 

Искусственные рифы из покрышек.

О будущей славе, которая ожидает тех авторов искусственных рифов, которые строят рифы из материалов, найденных на свалке.


Перепечатывается с письменного разрешения.

membrana (http://www.membrana.ru/articles/global/2007/02/28/195800.html)


Грандиозный искусственный риф из покрышек получился как всегда

28 февраля 2007, membrana

Грандиозный риф из покрышек получился как всегда
Такой он, типичный пейзаж морского дна возле рифа Осборн (фото с сайта swimatyourownrisk.com).

Что только не топили американцы у своих берегов!

Деревянные и стальные баржи, траулеры, танки, корабли-рестораны и даже гигантские авианосцы!

И всё ведь для того, чтобы создать искусственные рифы.

35 лет назад кому-то из них в голову пришла "гениальная" идея: затопить использованные автомобильные шины. Они утонули.

А расхлёбывать последствия придётся ещё долго.

 

Весной 1972 года некоммерческая группа "Искусственный риф округа Бровард" (Broward Artificial Reef — BARINC) разработала план по утилизации старых покрышек путём создания из них на морском дне самого большого в мире искусственного рифа, занимающего площадь порядка 150 тысяч квадратных метров!

Вид сверху лучше? (фото Sun-Sentinel/Joe Amon).

Вид сверху лучше? (фото Sun-Sentinel/Joe Amon).
Подобные рифы на тот момент уже существовали, а идея была простой: расширить и разнообразить среду обитания для морских существ (в том числе в интересах спортивной рыбалки), а также сделать альтернативные места для дайвинга. Кроме того, создатели искусственного рифа хотели снизить давление на рифы естественные и хоть как-то использовать захламляющие огромные пространства старые шины. Не утилизировать же их в самом деле?

Весной 1972-го BARINC получила от Goodyear оборудование, необходимое для связывания и сжимания шин. Потом были приглашены добровольцы на 100 лодках да баржах, которые в сопровождении военного корабля USS Thrush вышли в океан и одновременно сбросили тысячи связок шин в воду.

Ур-р-ра! Высокое начальство из Goodyear даже сбросило в воду "золотую покрышку" (причём скинуло её с дирижабля!), чтобы ознаменовать начало великого дела, и провозгласило в пресс-релизах, что риф станет уютным пристанищем для многих видов рыб и прочих обитателей глубин. Ну ещё бы, ведь даже золотая рыбка получила отдельную шину.

Как ни странно, многих подобный пейзаж совершенно не радует! (фото с сайта netsciencenews.no-ip.org).

Как ни странно, многих подобный пейзаж совершенно не радует! (фото с сайта netsciencenews.no-ip.org).

 

За несколько десятилетий было утоплено больше 2 миллионов покрышек, но теперь их придётся вытаскивать обратно. Почему?

Дело в том, что по прошествии 30 с лишним лет стало ясно, что план был провальным с самого начала. Так называемый Риф Осборна (Osborne Reef) не только не стал приютом для рыб, ракообразных и прочих, но и начал разрушать естественную экосистему.

Готовность номер один! (фото Sun-Sentinel).

Готовность номер один! (фото Sun-Sentinel).

 

"Изначально идея-то была хорошая – создать среду для морских существ. Была надежда, что тогда их количество могло увеличиться вдвое или даже втрое, — вспоминает один из инициаторов затеи с покрышками Рэй Макалистер (Ray McAllister), профессор океанической инженерии из Атлантического университета Флориды (Florida Atlantic University — FAU). — Но это не сработало. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что ни черта не получилось, это была плохая идея".

Волонтеры, желающие оставить свой след в истории (фото Sun-Sentinel).

Волонтеры, желающие оставить свой след в истории (фото Sun-Sentinel).

 

Выяснилось, что во время тропических штормов и ураганов шины, поднимаемые со дна, налетали на коралловые рифы и уничтожали их. В ряде случаев покрышками даже забросало побережье. Например, в Северной Каролине в 1998 году после прохождения урагана Бонни резиной был завален весь пляж.

Лёгкие шины передвигались даже во время прилива и отлива, не давая морским жителям закрепиться на них, и мешая тем самым формированию среды обитания. Кроме того, нейлоновые и стальные зажимы, скрепляющие шины между собой, быстро разрушались. В результате, по мнению экологов, даже происходило выделение токсичных веществ.

Баржа, гружёная использованными покрышками (фото Sun-Sentinel).

Баржа, гружёная использованными покрышками (фото Sun-Sentinel).

 

В 1986-м учёные из Нью-Джерси предложили своё решение проблемы слишком лёгких шин. Замысел состоял в следующем: тысячу покрышек разрезать пополам, скрепить вместе и залить бетоном.

Весна 1972 года. Процессия из нескольких катеров, одного военного корабля и дирижабля торжественно движется к месту закладки рифа (фото с сайта cbsnews.com).

Весна 1972 года. Процессия из нескольких катеров, одного военного корабля и дирижабля торжественно движется к месту закладки рифа (фото с сайта cbsnews.com).
Так и сделали, однако и это не сработало. Куски резины отделялись и плавали по всей округе.

"Нам приходилось ежедневно ходить вниз и вверх по побережью Нью-Джерси и собирать от 50 до 100 кусков, разбросанных по всему берегу", — вспоминает Хью Карберри (Hugh Carberry) из местного управления по защите окружающей среды (NJDEP).

Затем была предпринята попытка ещё раз усовершенствовать проект. Для этого покрышки стали выстраивать колоннами по 10 штук и заливать бетоном только внутреннюю цилиндрическую полость. Каждая такаясвязка весила около тонны.

 

Как вам такой отдых? Это в Северной Каролине, после урагана Бонни. Больше всех, наверное, веселились дети (фото с сайта fishingnj.org).


Как вам такой отдых? Это в Северной Каролине, после урагана Бонни. Больше всех, наверное, веселились дети (фото с сайта fishingnj.org).

 

Не вышло и это: сделанные из таких колонн рифы обладали слишком малой площадью поверхности, так что подводные обитатели, как ни старались, не смогли на них обосноваться.

Уборка дна от Рифа Осборна стартовала в 2001 году с подачи Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Поначалу вытащить удалось только 1600 шин, подъём каждой из которых обошёлся в $17.

Прошло 30 лет, а шины и ныне там. Однако ж есть проблески жизни! (фото с сайта en.wikipedia.org).

Прошло 30 лет, а шины и ныне там. Однако ж есть проблески жизни! (фото с сайта en.wikipedia.org).

 

В 2005 году волонтёры в ходе ежегодной международной акции по очистке прибрежных зон убрали с пляжей почти 12 тысяч старых шин.

Сейчас на избавление от Рифа Осборна предлагается выделить $2 миллиона. Кстати, со дна шины будут поднимать военные ныряльщики — бесплатно, они попытаются совместить полезное со своими ежегодными тренировками на побережье Флориды.

Были и такие варианты (Starr Tire Pile, округ Колумбия). Вытаскивать этих монстров обойдётся точно дороже $17 (фото с сайта depweb.state.pa.us).

Были и такие варианты (Starr Tire Pile, округ Колумбия). Вытаскивать этих монстров обойдётся точно дороже $17 (фото с сайта depweb.state.pa.us).

 

Пилотный проект длиною в месяц планируется на июнь. А полномасштабный сбор будет проводиться вплоть до 2010 года и обойдётся США примерно в $3,4 миллиона долларов. Что определённо превышает все первоначальные затраты на создание искусственных рифов из автомобильной резины. В тысячи раз примерно.

Использование старых покрышек для создания рифов фактически прекращено, однако то там, то сям их по-прежнему выбрасывает на побережье. Ведь в создании "шинных рифов" преуспели не только американцы, покрышки бросали в воду по всему миру от Австралии до Африки.

Стая рыб изучает искусственный риф из изношенных покрышек и старых бетонных труб (фото с сайта impactlab.com).

Стая рыб изучает искусственный риф из изношенных покрышек и старых бетонных труб (фото с сайта impactlab.com).

 

В конце такой истории принято писать про "хотели как лучше, а получилось" и про "благими намерениями выложен". Нам же не ясно одно — понравился ли этот искусственный риф дайверам? Если да, то одна из целей проекта всё же достигнута. Как бы цинично это ни звучало.

membrana (http://www.membrana.ru/articles/global/2007/02/28/195800.html)


Комментарий ArtificialReefs.ru :

Нет, дайверам искусственный риф из покрышек не понравился.

Негативный результат очевиден, не смотря на прошедшие 3 десятилетия

 

На главную | ИР-2005 | ИР-2006 | ИР-2007 | Публикации о фестивале